1631-2018 гг.


Спасо-Преображенский Севский женский монастырь расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной равнины на левом берегу реки Сев, на старой Московской дороге. Основан в 1631 году.
Спасо-Преображенский монастырь состоит из 6 исторических зданий и сооружений.
Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 году, однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 года. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 году и освятили 13 января 1717 года. В 1774 году к собору с юга пристроили ризницу, а с запада — паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы «нарышкинского» стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века — бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной.
Собор Спаса Преображения. Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада — паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы «нарышкинского» стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. — бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями.
Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713–17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор.
Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции закрыт повторно.
Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х годов подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метопно-триглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси запад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.
Замечательный пример монастырской ограды второй половины 18 века, подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 метра (сохранилось 332 метра), толщина 2 метра, высота 4–5 метров. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме «ласточкина хвоста» прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено несколько узких ходов с небольшими оконцами.
Основан архимандритом одноимённого новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618, 10 дек.) и передачи указанного города /Новгорода-Северского/ Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению патриарха Филарета в 1636 г. устроил новую обитель.
См. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», том «Брянская область», М., 1998, с. 470. И далее следует описание монастыря по с. 476 с генпланом и 18 чёрно-белыми фотографиями; текст Р. И. Платоновой.
История монастырей Севского уезда в 1620–1760-х гг. Брянская земля В XVII–XVIII вв. город Севск являлся одним из наиболее значительных центров на юго-западе России, играя важную административную, военную и экономическую роль. Весьма существенным было его значение и в религиозно-духовной жизни, включая монастырскую. Для ее рассмотрения взят примерно полуторавековой отрезок российской истории — с конца «смуты» начала XVII в. до серьезных преобразований в монастырской жизни в 1760-е гг. при Екатерине II. Согласно преданиям (достоверных документов на этот счет не сохранилось), в XVI в. существовал первый известный на территории Севского уезда монастырь — Николаевский, который в «смутное время» начала XVII в. «при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами». В словах предания оказались смешанными близкие по времени, но все-таки разные исторические события. Лжедмитрий I и его войска, прибывшие в Москву летом 1605 г., не проходили через места к северу от Неруссы, где находился Николаевский монастырь, и не имели отношения к его разорению. Основные творимые татарами и ляхами (поляками) на территории Комарицкой волости бесчинства были в 1614–1616 гг. Тогда, вероятнее всего, оказался разоренным и Николаевский монастырь. Что же касается возникшей на его месте Площанской пустыни, получившей позже широкую известность среди верующих, то наиболее вероятное время ее появления — 1618–1619 гг. Основателями пустыни стал иеромонах Прокопий, грек по национальности, бывший остриженником Киево-Печерской Лавры. Покинув Киев, Прокопий и еще двое монахов, чьи имена остались неизвестными, не стали задерживаться в Чернигове, Новгороде-Северском, Стародубе, Трубчевске или близких к ним местах (все эти территории по условиям Деулинского перемирия 1618 г. отошли к Речи Посполитой, где стала усиленно насаждаться католическая вера, а православная испытывала все больше стеснений), перешли на левобережье Десны и остановились в приглянувшемся им месте близ Плоского колодца севернее р. Неруссы. На соседнем возвышении монахи выкопали себе земляные кельи, построили для совершения молитв деревянную часовню над источником. Вслед за Площанской пустынью, но уже в непосредственной близости от Севска появился Спасо-Преображенский монастырь. О нем писали довольно многие авторы, однако преимущественно как о весьма примечательном памятнике архитектуры, а вот история монастыря остается по существу не изученной. Вряд ли стоит винить в этом историков и краеведов — монастырь в середине XVIII в. был закрыт в связи с передачей его территории и зданий архиерейскому дому — резиденции епископов Севских и Брянских; архив монастыря, как и других закрытых в XVIII в. монастырей, был уничтожен вскоре после закрытия. Что же известно о первом периоде существования Спасо-Преображенского монастыря? После подписания в 1618 г. Деулинского перемирия, по которому основная часть Северской земли перешла от Московского государства к Речи Посполитой, часть русских жителей с отходивших к полякам территорий стала переселяться в соседние места, оставшиеся за Москвой. В числе покинувших г. Новгород-Северский, также отошедший к Речи Посполитой, были архимандрит Корнилий и другие монахи новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря. Захватив с собой часть монастырского имущества, они сначала переселились в Рыльск, а затем в Севск. О положении самого Спасо-Преображенского монастыря в это время известно очень мало. Заметным богатством и благоустройством монастырь не отличался. Две имевшиеся здесь деревянные церкви (Преображенская и Ильинская, упоминаемые еще в 1646 г.) постепенно ветшали, и поэтому в конце 1680-х гг. у архимандрита Николая и братий появилась мысль о возведении каменного храма Преображения Господня. В принципе она была поддержана Патриаршим приказом, но осуществление ее намного задержалось. В 1711 г. здесь по-прежнему действовали две названные деревянные церкви, на хозяйственном дворе находилось 4 лошади, 3 коровы, 5 овец, имелись монастырские сад и огород, но в целом уровень хозяйственного благосостояния был невысок. В относившихся к монастырю селениях числилось 28 крестьянских дворов (в 1700 г. таковых было 38), но, как отмечалось в переписи, «с тех монастырских крестьян денежных доходов и столовых и иных всяких припасов и хлеба за их скудостью не имеется; только пашут де в тот монастырь под рожь по 10 десятин, да под яровой хлеб по 10 десятин, да сена косят на общих лугах по 50 возов и делают всякое сделье». Начало каменному строительству на территории Спасо-Преображенского монастыря было положено в 1713 г. В мае этого же года вместо прежних деревянных церквей начали строить каменный соборный Спасо-Преображенский храм. К осени было закончено сооружение первого этажа и состоялось освящение теплого церковного приказа в честь Ильи Пророка. Основное строительство было завершено в 1715 г., а после окончания всех отделочных и живописных работ в январе 1717 г. собор был освящен архимандритом Игнатием. К середине XVIII в. за Спасо-Преображенским монастырем насчитывалось уже около 500 мужских крестьянских душ, относившихся к перечисленным ранее Демьяновке, Лукинке и Семеновке, а также к селу Юшино (село было уничтожено в 1664 г. во время похода польского короля Яна Казимира, но в XVIII в. возродилось). Были среди иноков и примечательные личности, в частности архимандрит Платон (Петрункевич). Он родился в 1700 г. в г. Соснице на севере Украины в дворянской семье, образование получил в Киевской духовной семинарии.
После пострижения в монашество был вызван в Петербург и назначен законоучителем Кадетского корпуса. Как духовник ландграфини Анастасии Ивановны Гессен-Гомбургской (дочери генерал-фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого, в первом браке — за князем Д. К. Кантемиром, во втором браке с 1738 г. — за генерал-фельдмаршалом российской службы, ландграфом Гессен-Гомбургским Людвигом Вильгельмом) о. Платон в конце 1730-х гг. сопровождал ландграфскую чету в заграничном путешествии. После возвращения был в 1740 г. назначен в сане архимандрита настоятелем Севского Спасо-Преображенского монастыря, а в 1742 г. переведен настоятелем Владимирского Рождественского монастыря и утвержден членом Святейшего Синода. Назначенный в 1748 г. епископом Владимирским, владыка Платон добился открытия в 1750 г. духовной семинарии в г. Владимире и позже проявлял о ней постоянную заботу, в том числе, расходуя на нее и собственные средства. Умер он в 1757 г., находясь в Москве, но затем был перезахоронен во Владимирском кафедральном соборе.
В 1764 г., после создания Севского и Брянского викариатства Московской епархии, Севск был назначен центром пребывания викарных епископов. Местом, где жительствовали и занимались своей деятельностью севские епископы и обслуживающие их лица, стал упраздненный с этого времени Спасо-Преображенский монастырь, получивший название архиерейского дома. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Иакинф (Карпинский), пользовавшийся известностью за свою ученость и издавший позднее сборник своих произведений. Основное каменное строительство на бывшей монастырской территории велось, когда здесь уже не было монахов, а находилась резиденция севских епископов. Во второй половине XVIII в., особенно в период пребывания здесь епископа Кирилла (Флоринского), здесь был обновлен собор, сооружены каменная ограда с угловыми башнями, высокая и живописная надвратная колокольня. Так сложился единый архитектурный комплекс зданий, который продолжали называть (и называют до сих пор) Спасо-Преображенским монастырем.
В заключение можно отметить, что знаковыми для духовной жизни Севска и Севского уезда в рассматриваемый период были три даты: 1681 г. — указ Федора Алексеевича о создании архиепископии Севской и Брянской (политические события 1682 г. не позволили реализовать этот указ); 1748 г. — образование архиепископии Московской и Севской, существовавшей до 1754 г., когда скончался архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский); 1764 г. — создание епископии Севской и Брянской и начало деятельности в Севске епископов и духовного правления.
Севск как место пребывания епископов Севских и Брянских (позже — Орловских и Севских) вплоть до 1820 г.; Севская духовная семинария, находившаяся здесь с 1778 г. по 1827 г. (в последние десятилетия она именовалась Орловской) и воспитавшая многих видных религиозных деятелей; монастыри Севского уезда, где во второй половине XVIII — первой половине XIX в. подвизалось немало выдающихся религиозных подвижников, — все это заслуживает самого серьезного изучения, чтобы во всей полноте представить духовную роль Севска и его округи.
В. В. Крашенинников, кандидат исторических наук
доцент Брянского государственного университета
им. академика И. Г. Петровского

С 1788 года епархиальным городом становится Орёл. Управление переводится туда, а в монастыре располагается духовная семинария.
К 1884 году монастырь приходит в упадок. Принимается решение о продаже его на слом. Выкупается монастырь игуменей Троицкого девичьевого монастыря для устройства подворья. И трудами сестёр возрождается духовная монашеская жизнь древней обители.
Начиная с 1918 года происходит разрушение обители, ставшей к тому времени самостоятельным монастырём. В 1921 году изгоняется игумения Лидия с последними сёстрами, а в 1929 году монастырь окончательно закрывают до 2018 года.